12 ноября 2004 г. 10:20
Семен МОРОН, Известия НАО
Пресса Архангельской области
Строительство трубопровода до Индиги может оказаться предвыборной "уткой"
Не утихают страсти вокруг предполагаемого строительства нефтепровода Транснефти Западная Сибирь – побережье Баренцева моря. К нам в редакцию приходят письма читателей, обеспокоенных перспективами этих строек. Все высказывания, в основном, сводятся к потенциальной экологической угрозе. "Известия НАО" уже подробно писали об этом (N58 от 5 ноября 2004 года "Скрытая угроза"). Между тем, анализ публикаций российских СМИ показывает, что этот проект может и вовсе не состояться:
Начнем с того, что идея трубопровода – не новая. Обсуждение возможностей его строительства началось еще осенью 2002 года, причем конечным пунктом трубы планировался Мурманск. С инициативой выступали ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК, Сибнефть и Сургутнефтегаз. В июне 2003 года эти пять нефтяных компаний и Транснефть подписали меморандум о взаимопонимании, в котором предполагалось поделить затраты на строительство нефтепровода между нефтяными компаниями пропорционально объемам прокачки нефти.
Однако губернатор НАО Владимир Бутов долгое время выступал против такого строительства вплоть до нынешнего лета, когда Транснефть вдруг предложила изменить маршрут до Индиги. Основной аргумент, который звучал тогда – нефтепровод до НАО примерно на 5 млрд. долларов дешевле, чем до Мурманска.
Между тем уже тогда мурманский губернатор Юрий Евдокимов в интервью ИА "Росбалт" говорил о "намерении главы НАО в канун непростых для него выборов пролоббировать свои местнические интересы, не учитывая действительные потребности страны". По словам Евдокимова, в Мурманске для того, чтобы "принять" трубу, все готово: "функционирует мощный портовый комплекс, включающий в себя базы по ремонту судов и ледоколов, специализированные службы по аварийно-спасательным работам и ликвидации разливов жидких углеводородов, базы геологоразведки и добычи полезных ископаемых как на суше, так и на шельфе арктических морей". Кроме того, Кольский полуостров связан железнодорожной и автомобильной магистралями с промышленно развитыми регионами России, там присутствует развитая социальная инфраструктура, дешевая электроэнергия, высококвалифицированная рабочая сила.
Ничего этого на территории Ненецкого округа нет. Владимир Бутов утверждает, что порт и нефтепровод к нему означают деньги и перспективу развития прилегающей территории. Параллельно нефтепроводу предлагается проложить дорогу, которая свяжет круглогодичным -сообщением западную и восточную части округа, даст выход от месторождений к порту для доставки грузов, а также станет мощным импульсом разведке и разработке месторождений полезных ископаемых. Между тем ясно, что строительством такой дороги Транснефть заниматься не будет, это ляжет на плечи окружного бюджета, который в условиях новых взаимоотношений с Архангельской областью строительство просто "не потянет".
Есть проблемы и с наполнением еще не построенной трубы. Как оказалось, нефтяники в этом строительстве вовсе не заинтересованы. Как сообщает "Время новостей", совместное предприятие ЛУКОЙЛа и "КонокоФилипс" – "РусКо", которая будет владеть 11 лицензиями на разведку и добычу и двумя на разведку в Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, планирует экспортировать сырье в обход трубопроводов Транснефти – через терминал ЛУКОЙЛа в Варандее, мощность которого будет увеличена с 1,5 до 12 млн. тонн.
Как бы странно это ни звучало, строительство нефтепровода не слишком выгодно и для Транснефти. По данным газеты "Коммерсант", компания впервые за всю историю своего существования столкнулась с дефицитом нефти для транспортировки за пределы России – по системе Транснефти до конца года будет экспортировано на 14 млн. тонн нефти меньше, чем планировалось. Помимо того, что Транснефть недополучает доходы от прокачки нефти, профицит экспортных мощностей ставит под сомнение целесообразность дальнейшего расширения Балтийской трубопроводной системы (БТС) – главного инвестиционного проекта госкомпании.
Как бы там ни было, Транснефть все равно планирует увеличивать мощности, однако в основном это касается расширения БТС, причем ставка делается именно на увеличение объемов добычи нефти в Тимано-Печорской провинции. Речи о строительстве трубопровода до Индиги при этом не идет.
Между тем, нефтяники не отказались и от "мурманского проекта". Однако, по мнению экспертов, нежелание ускорять строительство трубопровода в Мурманск обусловлено желанием Транснефти строить трубу, в первую очередь, на восток, которая подстегнет разработку восточносибирских месторождений. "У нас же есть хороший проект по Мурманску. Мы уже два года просто вопим: "Обратите внимание на это, очень перспективное направление!", – говорит в интервью журналу "Эксперт" начальник Управления инвестиционного анализа ОАО "ЛУКОЙЛ" Андрей Гайдамака. По его словам, геополитические последствия от реализации этого проекта трудно переоценить.
Учитывая все вышесказанное, нетрудно сделать вывод, что трубопровод Западная Сибирь – побережье Баренцева моря может стать очередной предвыборной "уткой" Бутова и его команды. Как мы уже неоднократно писали, самому Бутову "третий срок" не светит, однако гипотетическим трубопроводом, как инструментом, удобно будет воспользоваться его ставленникам. Вполне возможно, что его строительство так и не начнется или, начавшись, превратится в бесконечный долгострой, благо, примеров таких "начинаний" масса.
06.10.2021 | Мурманской области нужны дополнительные средства на отказ от мазута (РИА "Новости") |
01.10.2021 | Газпром потратит более полумиллиарда рублей на консервацию дороги к Штокману (Интерфакс) |
09.07.2021 | Газификация Мурманской области стоит более 300 млрд рублей (ТАСС) |
29.05.2021 | Газификация Мурманской области позволит привлечь 400 млрд рублей инвестиций (Интерфакс) |
15.05.2021 | Расчёты по газификации Заполярья сделают к 15 июня (Интерфакс) |
23.07.2020 | Для газификации Мурманской области потребуется 4,8 млрд тонн газа в год (Интерфакс) |
09.12.2019 | Отпарные газы "Новатэка" не помогут газифицировать Мурманскую область (REGNUM) |
14.08.2019 | Перевалка сжиженного природного газа в Заполярье начнется в декабре (Российская газета) |
30.04.2019 | Перевалочный СПГ-комплекс в Мурманске запустят в 2023 году (ТАСС) |
10.04.2019 | В Заполярье планируют открыть производство по выпуску нефтепродуктов (Российская газета) |
25.03.2017 | Власти считают газификацию Мурманской области невыгодной (REGNUM) |
12.07.2016 | В Мурманске планируют построить нефтеперерабатывающий завод (Российская газета) |
18.03.2016 | "Роснефть" больше не хочет строить терминал в Мурманске (КоммерсантЪ) |
03.02.2016 | Из Мурманска начался экспорт арктической нефти (Российская газета) |
25.11.2015 | В Мурманске построят три плавучие платформы для сжижения газа (Российская газета) |
29.07.2015 | Total вышла из Штокмановского проекта (ТАСС) |
03.07.2015 | Доступ госкомпаний к шельфу может быть ограничен (Ведомости) |
30.06.2015 | Буровая стратегия (Российская газета) |
19.06.2015 | В Мурманской области появится промышленный парк шельфовой разведки (Российская газета) |
02.06.2015 | Штокмановский проект для Total неактуален (ТАСС) |
27.05.2015 | "Роснефтегазу" отдали половину участка в Баренцевом море (КоммерсантЪ) |
17.02.2015 | Арктика подождет (Российская газета) |
24.01.2015 | Мурманская область станет крупнейшей нефтеперевалочной базой (ГТРК "Мурман") |
12.01.2015 | Правительство создает арктическую базу "Роснефти" (Российская газета) |
26.12.2014 | "Роснефть" отложит реконструкцию судоремонтного завода в Заполярье (Российская газета) |
23.12.2014 | Дешевая нефть сделала убыточными шельфовые проекты (Российская газета) |
10.12.2014 | "Шельфовые проекты более рентабельны, чем проекты на суше" (КоммерсантЪ) |
28.10.2014 | "Роснефть" попросила отложить освоение арктического шельфа (Slon.ru) |
24.09.2014 | "Роснефть" просит у правительства особые условия для работы на шельфе (РБК) |
22.09.2014 | Власти Мурманской области ждут развертывания производства "Роснефти" (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|